Тормоза. Виды и особенности.

Взято со страниц дружественного форума.
Посетитель
Hallo
Сообщений: 50
Миасс
19 дней назад
Один из самых частых вопросов начинающих велосипедистов, какой тип тормозной системы является "лучшим". Поскольку ответ крайне неоднозначен, споры сторонников "форматов" на форумах не только не утихают, а разгораются с новой силой. Дисковые тормоза дешевеют и стремительно проникают в сферу велосипедов среднего и младших ценовых диапазонов, а лагерь поклонников классических v-brake постепенно сокращается.

Проблема ответа кроется в неправильной постановке вопроса, ведь, как известно, "лучший - враг хорошего"! Перечисленные достоинства-недостатки имеют свое значение для туристической, прогулочной и городской езды. Окончательное решение остается за читателем.

V-brake

Если не вдаваться в ненужные подробности, принцип действия v-brake очень прост. Два рычага тормоза несут две тормозные колодки. За счет передаваемого тросом усилия от тормозной рукоятки, колодки одновременно сдавливают обод колеса с двух сторон и останавливают колесо.

Достоинства:

+простота в установке и обслуживании
+малая цена
+меньший вес велосипеда в целом
+подходят для обычной городской, туристической и спортивной езды.

Недостатки:

- серьезным недостатком ободных тормозов является то, что тормозные колодки обладают абразивными свойствами: они сильно изнашивают обод и изнашиваются сами
- этот тип тормоза чувствителен к качеству сборки колеса и наличию "восьмерки", поскольку расстояние между тормозной колодкой и ободом должно не превышать нескольких мм.
- V-brake тормоз уязвим влаге и грязе. Качество торможения в дождь хуже
- система довольно капризна к настройке пружины рычагов и требует регулярной замены рубашек и тросов, особенно при езде в дождливую погоду.
- длительное торможение (на спусках в горах) нагревает поверхность обода, что может повредить покрышку. Снижение скорости снижает скорость охлаждения набегающим воздухом, а большая скорость требует лучшего владения техникой езды на затяжных спусках.
- В v-brake тормоз невозможно установить сверхширокие экстремальные покрышки.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза пришли на велосипед с мотоцикла, заняв в начале своей экспансии нишу тормозных систем для экстремалов. Дисковые тормоза можно разделить на два класса, по типу привода. В первом варианте, тормозное усилие от рукоятки передается на колодки с помощью троса (механический дисковый тормоз) или с помощью тормозной жидкости идущей внутри гидролинии (гидравлические дисковые тормоза).

Преимущества дисковых тормозов:

+ Мощные. Колесо затормаживается быстрее и сильнее, чем с ободными.
+ Дисковые тормоза меньше засоряются при езде, так как расположены ближе к центру колеса, работают в грязь, на снегу.
+ Позволяют более плавно регулировать тормозное усилие, нежели ободные. Иначе говоря, обладают лучшей модуляцией.
+ Можно использовать со слегка искривлённой геометрией колеса, «восьмёрки» не влияют на работу тормозов.
+ Дисковые тормоза редко требуют обслуживания. Фактически, это система "поставил и забыл". Колодки и диски имеют значительно больший ресурс, чем колодки v-brake тормозов.
+ Размер покрышки абсолютно не важен.

Недостатки дисковых тормозов:

- В связи с тем, что нагрузка прикладывается к центру колеса, усиливается нагрузка на спицы и втулку, а также на вилку, держащую колесо.(в основном только у дешёвых моделей)
- Обслуживание дисковых тормозов намного сложнее, чем других видов. Для «прокачки» гидравлических тормозов необходимо спецоборудование. Ремонт в полевых условиях невозможен. Но это относится, в основном, к гидравлическим дисковым тормозам.
- Дисковый тормоз тяжелее, чем ободной. Важно в некоторых дисциплинах (например триал)
- Высокая цена.

Подведем итоги.

Во-первых. Называя вещи своими именами, v-brake тормоз основательно сдал свои позиции на велосипедах от 20 тыс. рублей и выше. Миграции способствует коньюктура рынка: современные амортизационные вилки, как и рамы все больше выпускаются с монтажными отверстиями только для калиперов дисковых тормозов. Однако, ввиду сложности и высокой цены, качественные гидравлические дисковые тормоза нельзя встретить на велосипедах сегмента 10-15 тысяч рублей. Либо речь идет об экзотических вариантах от малоизвестных азиатских производителей, что создаст множество проблем в дальнейшем при обслуживании и поиске колодок и запчастей (качество работы также под сомнением) либо, что более вероятно, механической модификации. Дисковые тормоза на велосипедах супермаркет-класса, лишь действующий одноразовый макет.

Во-вторых. Поскольку хороший дисковый тормоз ощутимо дороже, чем v-brake, на двух бюджетных велосипедах с одинаковой ценой но разными тормозами, дисковый тормоз значительно снижает качество прочей навески: трансмиссии и колес. В любом случае, бюджетный велосипед должен предполагать механический дисковый тормоз от известного производителя. Shimano и Avid здесь вне конкуренции.

При покупке велосипеда, выбор в пользу дисковых тормозов должен быть обоснован необходимостью использования в таких условиях, где его преимущества и особенности работы действительно важны, даже в ущерб прочим компонентам. Исходя из вышеизложенного, механический дисковый тормоз может быть необходим при действительно активной внесезонной езде, а также в горных походах. В остальном.. V-brake тормоз, несомненный король бюджетной горы. Он легок, надежен, долговечен, прост и под обычным городским велосипедистом служит годами.

Выбор за вами!

Дисковые механические и механико-гидравлические тормоза.

Любой тип дисковых тормозов имеет следующие характерные элементы: тормозной диск, закрепленный на втулке колеса, калипер (механизм, обеспечивающий подвод колодок к диску) и тормозную ручку.
В механических и механико-гидравлических системах управляющий рычаг на калипере приводится в действие посредством тормозного тросика и тормозной ручки, совместимой также с тормозами типа V-brake.

Различия механических и механико-гидравлических тормозов в том, что в первом случае колодки в калипере прижимаются к диску посредством простейшего механизма (обычно это ходовой винт), а во втором калипер подобен гидравлическим системам (состоит из управляющего и силового цилиндра и некоторого объема масла между ними).

По сравнению с ободными системами тормозов, основные преимущества дисковой механики заключаются в хорошей модуляции и эффективности торможения. Существенным плюсом является отсутствие износа ободов и независимость качества торможения от восьмерок на колесе и повреждений обода. Дисковые механические тормоза имеют низкую цену и ремонтопригодны даже в полевых условиях. Это позволяет успешно использовать подобные тормоза в многодневных походах вдали от цивилизации, где эксплуатация гидравлических систем не рациональна.

Недостатки дисковой механики вытекают из ее конструктивных особенностей. Тормозные тросики и приводные рычаги подвержены загрязнению, что в тяжелых грязевых условиях значительно снижает качество торможения. Из-за растяжения тросов механические тормоза гораздо менее чувствительны, чем их гидравлические собратья и имеют худшую модуляцию.

Механико-гидравлические тормоза, как правило, имеют несколько лучшие параметры торможения, но и несут в себе неизбежный недостаток - они не столь надежны (с точки зрения ремонтопригодности в полевых условиях).

Сегодня дисковые механические тормоза широко применяются на велосипедах среднего и даже начального уровня (обычно только на переднем колесе) ввиду их невысокой цены и тех преимуществ, которые дают дисковые тормозные системы.

Дисковые гидравлические тормоза.

Современный мир маунтинбайка немыслим без тормозов этого типа. Сегодня дисковая гидравлика перекочевала даже на кроссовые велосипеды и гибриды. Из всех дисковых тормозов, гидравлические системы наиболее эффективны. Тенденция последних лет по снижению цен позволяет оснащать дисковыми гидравлическими тормозами велосипеды среднего уровня, а для маунтинбайков экстремальных серий подобные тормоза давно стали де факто.

Конструкция данных тормозов достаточно проста и функциональна. Расположенный в тормозной ручке управляющий цилиндр посредством масла в гидролинии приводит в действие силовые цилиндры в калипере. Тормоза различных фирм-производителей и моделей различаются порой весьма существенно, однако основные конструктивные элементы присутствуют во всех системах.

Дисковые гидравлические тормоза обладают рядом неоспоримых преимуществ перед механическими дисковыми системами и ободными тормозами. В первую очередь это относится к модуляции и эффективности торможения. Им не страшны никакие погодные условия и температурные режимы, по грязеустойчивости дисковая гидравлика также не имеет конкурентов. Фрирайдные модели тормозов с дисками большого диаметра обладают огромным запасом мощности, позволяющим непринужденно и уверенно контролировать могучий даунхильный двухподвес на многокилометровой трассе скоростного спуска. Легкие кросс-кантрийные модели обладают великолепной модуляцией в любых условиях, дающей выигрышные секунды на гоночных трассах и повышающие безопасность езды по городу и в велопоходах.
У дисковых гидравлических тормозов, как и у любых тормозных систем, есть свои недостатки. Еще несколько лет назад главным недостатком являлась цена: сами тормоза и колеса к ним стоили немалых денег. При переходе на диски требовалось, помимо тормозов, приобрести новые колеса, а рама и вилка должны были иметь специальные крепления. Сегодня, когда бюджетные модели дисковых тормозов (например, Hayes или Shimano Deore) недороги, а крепления есть практически на любой раме и амортизационной вилке, вопрос цены уже не критичен.

Остаются неизбежные недостатки любых дисковых систем: повышенные требования к торсионной жесткости амортизационной вилки, плохая ремонтопригодность в полевых условиях (это относится только к гидравлическим и механико-гидравлическим системам), повышенные нагрузки на спицы и обод колеса, более сложная установка и обслуживание. Есть и чисто эксплуатационные недостатки, проявляющиеся в тяжелых грузовых походах или в условиях спортивных соревнований. Например, сложность установки багажника, необходимость более аккуратного обращения при съеме-установке колес, сложность замены колес перед гонкой и еще ряд нюансов.

Несомненно, что будущее велосипедных тормозов - именно за дисковой гидравликой. По совокупности всех факторов у этого типа тормозных систем есть только одна очень дорогая альтернатива - тормоза типа V-brake высшего уровня (Shimano XTR, Avid Arch Rival) в сочетании с керамическими ободами.
Мы рассмотрели тормозные системы, применяющиеся на современных велосипедах. Для какого же использования оптимальны те или иные тормоза?


Если говорить о спокойном катании по городским паркам, по городу за пивом или дачным покатушкам, то подойдет абсолютно любая тормозная система даже самого начального уровня.

Для классических грузовых походов наибольшее распространение получили простые в эксплуатации и надежные тормоза типа V-brake. Желательно использование тормозов среднего или высокого уровня с хорошими колодками. Городская езда и катание в свое удовольствие за городом не доставит Вам проблем как с широко распространенными тормозами типа V-brake, так и с дисковыми тормозами любых типов.

Роллерные тормоза обычно устанавливаются на достаточно высокотехнологичные (и весьма дорогие) сити-байки , в которых применены самые последние достижения в сфере комфортных велосипедов (умные подвески обоих колес, автоматическое переключение передач, встроенные в переднюю втулку генераторы и пр.). Подобные машины пока не нашли свое применение в России, хотя в развитых странах они становятся все более популярны.

Активная езда, скоростные походы, кроссы, соревнования по кросс-кантри - это область применения высококачественных систем типа V-brake и дисковых гидравлических тормозов. В данном случае следует с особым вниманием отнестись ко всем элементам тормозной системы, эффективность которой выходит на первый план.

Триал - дисциплина, где пальму первенства держат ободные гидравлические тормоза и мощные системы типа V-brake (например, Shimano XT), хотя в последние годы порой можно встретить триальные велосипеды и с дисковыми гидравлическими тормозами.

Фрирайд, скоростной спуск - это экстремальные дисциплины, где дисковая гидравлика не имеет альтернатив. Только мощные дисковые гидравлические тормоза смогут обеспечить уверенное торможение и хорошую модуляцию во всем диапазоне нагрузок, возникающих при стремительном спуске с горных вершин.
Редактировалось: 2 раза (Последний: 23 марта 2012 в 23:01)
Счастье не в деньгах, но каждый хочет убедиться лично!
Администратор
gh0st
Грамота Медаль
Сообщений: 363
Миасс
100 дней назад
а есть ли критерии, по которым можно судить о состоянии гидравлических тормозов? так сказать заблаговременно узнать о предстоящей поломке, раз они практически неремонтируемы в полевых условиях.
а то вот у меня гидравлика, а что в ней да как я незнаю, т.к. это первый мой байк (да и тот только недавно купил =)
Посетитель
Hallo
Сообщений: 50
Миасс
19 дней назад
gh0st, гидравлика - это практически необслуживаемый узел, порвать гидролинию практически невозможно, если только хорошо цепануть об низкий забор или сучок (тук три раза...) Поэтому о поломке лучше не думать, и регулировать в них(если это не проф.тормоза) ничего кроме положения ротора(тормозного диска) - не нужно. Исключение профессиональные спортивные тормоза, типа: Avid Elixir 7, у них регулируется и ход ручки, и подводка колодок с обеих сторон, цены на такие тормоза совсем другие. На дисковой гидравлике требуется лишь следить за состоянием колодок, а в мокрую погоду они с 90% вероятностью будут скрипеть.
Счастье не в деньгах, но каждый хочет убедиться лично!
Администратор
gh0st
Грамота Медаль
Сообщений: 363
Миасс
100 дней назад
хм... т.е. может, пока не поздно, поменять на тросики?
Посетитель
Hallo
Сообщений: 50
Миасс
19 дней назад
gh0st, тросики - не выход из положения, они требуют регулировки и модуляция тормозов совсем иная! Ты не пожалеешь, что взял гидравлику! Единственное, что может понадобиться, это сменить торомозную жидкость(или масло, это зависит от модели тормозов) года так через 3! В остальном полностью неприхотливая система, в отличии от дисковой механики!
Счастье не в деньгах, но каждый хочет убедиться лично!
Администратор
gh0st
Грамота Медаль
Сообщений: 363
Миасс
100 дней назад
тут видимо придется выбирать, полевая ремонтопригодность либо неприхотливость...? Значит надо сначала покатать, а потом делать выводы. Спасибо!
Посетитель
Hallo
Сообщений: 50
Миасс
19 дней назад
gh0st, Даже в самом крайнем случае, у тебя выйдет из строя только один тормоз, но никак не оба сразу! Гидравлика очень надёжная вещь! Магистраль так просто ты не порвёшь, она армированная и даже очень сильными руками её не разорвать, она расчитана на очень высокое давление. Конечно, если выбирать дешёвую гидравлику и дисковую механику полупрофессионального класса, то это другой разговор, даже ценники другие будут.
Счастье не в деньгах, но каждый хочет убедиться лично!
Администратор
gh0st
Грамота Медаль
Сообщений: 363
Миасс
100 дней назад
Hallo, у меня вроде текстро аурига, т.е. самый бюджетный вариант, насколько они надежны?
Посетитель
Hallo
Сообщений: 50
Миасс
19 дней назад
gh0st, Auriga - 2-поршневая система с автоподстройкой колодок. Залито в них минеральное масло, единственный минус в масле - его можно перегреть и тогда перестанет хватать, лучше "до кипения" не доводить. У Auriga мощная модуляция, т.е. тормозят очень цепко, при этом нажатие на рукоядку не столь сильное, в этом одна из прелестей гидравлики! Хотя да, по классу они находятся в бюджете.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 23 марта 2012 в 22:49)
Счастье не в деньгах, но каждый хочет убедиться лично!
Администратор
gh0st
Грамота Медаль
Сообщений: 363
Миасс
100 дней назад
как долго нужно тормозить чтобы нагреть до "кипения"? Это реально вообще?
Посетитель
Hallo
Сообщений: 50
Миасс
19 дней назад
Довести до кипения реально на крутом и затяжном спуске! В остальном можно не переживать.
Счастье не в деньгах, но каждый хочет убедиться лично!
Посетитель
gt rider
Сообщений: 132
миасс
2115 дней назад
доводил до кипения передний тормоз shimano lx на спуске с пожарной вышки в сыростане, но у меня была старая тормозная жидкость, плэтому лучше вовремя перепрокачивать тормоза, это не сложно
Редактировалось: 1 раз (Последний: 29 марта 2012 в 14:36)
""
axl
Посетитель
axl
Сообщений: 3
2213 дней назад
А я задумывался о покупке механических дисковых тормозов. Из какого ценового диапазона лучше выбирать (понятно, что чем выше цена, тем лучше, но все же). И насколько сложно самостоятельно установить такую систему?
Посетитель
gt rider
Сообщений: 132
миасс
2115 дней назад
из механики avid bb5 или bb7,
http://velomototehnika.ru/catalog_new/catalog.htm?id=1696&rub1=19
http://velomototehnika.ru/catalog_new/catalog.htm?id=1707&rub1=19
сложного ничего нет
""
axl
Посетитель
axl
Сообщений: 3
2213 дней назад
gt rider:

Спасибо.
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
У вас нет прав, чтобы писать на форуме.