Не получилось завести блог — кину хоть сюда коммент про покатушку к таганайской метеостанции.
В субботу 12 сентября, как и собирались, поехал на метеостанцию «Таганай-гора» — когда-то станция действовала, сейчас там приют для туристов, ржавый мусор от метеоприборов и пронизывающий насквозь ветер.
Изначально хотели ехать трое, включая меня, но в последний момент двое попутчиков передумали, узнал я об этом только утром, когда приехал на первую точку сбора. Немного подождал, но кроме дворника и продавцов у «Слона» никто не собрался. Поехал на следующую точку к «Медео». Пока ехал, понял, что 8:00 «Слон», 9:00 «Медео» — это малость многовато. Ну, подождал с полчасика… В общем, когда и к «Медео» никто не подтянулся, подул на замерзшие пальцы и поехал один.
Ехал по треку .gpx, который переформатировал и залил в Google Maps — так показалось и надежней и удобнее: когда нет сети, по GPS координаты все равно определяются, а трек уже наложен на карту. Оказалось, это действует только до тех пор, пока ты не переключился на другое приложение, например, решил снять фото.
Да и ехать по карте на практике оказалось довольно неудобно: крепления под смартфон у меня нет, так что крутил педали медленно, чтобы не сбиться. Несмотря на это у меня все равно получалось пару раз заехать не туда, куда надо, что увеличило время поездки.
Грязь и богатырские лужи начались почти сразу после того как свернул от Инышко в лес. Там прекрасная экологическая дорога, специально созданная для «Уралов», «УАЗиков» и квадроциклов. На велосипеде ее преодолевать в сырую осеннюю погоду одинаково прекрасно хоть пешком, хоть на велосипеде. Это лесное разъезженное гряземесиво еще долго петляет по лесу. В лесу вдоль дороги постепенно появляются елки, издающие сладковатый кладбищенский запах.
Едем дальше. Холодный ветер, задувающий в кроссовки и под куртку, грязища под колесами, на колесах и на всем остальном. Еще и каждые пару минут приходится слазить, чтобы обойти лужу размером с небольшой пруд или корягу, которую положили, чтобы лучше было проехать «УАЗику».
Наконец табличка «Национальный парк Таганай» и съезд в этот парк. Вместо разъезженных луж дорога превращается в каменистый ручей с остатками старой киалимской дороги. Был такой поселок Киалимские Печи (там, где сейчас одноименный кордон), от него к миасским деревням и шла эта магистраль XIX века.
Таганай — он в принципе водянистый-каменистый — ближе к Киалиму через каждые сто метров свешиваются белые тряпочки, то есть здесь есть родник. Кроме того еще и куча родников бежит вдоль и поперек киалимской дороги. По пути они создают ручьи и заводи, а сама дорога потихоньку превращается в каменистое русло реки.
Река Куштумга, река Сухокаменка… Где-то между ними второй раз свернул не туда — вернулся, разулся и в реку. Вымыл велик в ледяной воде и поскакал дальше.
Вдоль Сухокаменки дорога ухудшилась еще раз — к лужам, валунам и ручьям добавилась еще и крутизна и дополнительные коряги. Последние километров пять до Киалимского кордона в основном шел пешком. Ветки так и норовили пощекотать глазное яблоко, но я от них отмахивался и брел, как я думал, до метеостанции.
Доехал, смотрю — вроде не она. Оказалось — это Киалимский кордон. Дядька смотритель сказал, что до метеостанции еще километра четыре (он приуменьшил примерно вдвое) и без велика будет проще. Оставил велосипед ему на «ответственное хранение» (30 р.) и побрел — вот тут уже просто по речке и по тропинкам вокруг нее. Еще не доходя пару километров до станции там есть такой контрольный выстрел: если ноги уже немного обсохли — бодрящая топь в траве, обхода у которой, в общем-то, и нет.
Наконец, дошел, а на метеостанции ветрище, пасмурно, уныло. Начал снимать это уныние на телефон. Только закончил, из домика выходит смотрительница и говорит человеческим голосом, что ходить по «девственной тундре» нельзя, а можно по тропинкам туда и обратно. Напросился к ней на чай. Принес воды — на ближайшем роднике очень вкусная вода по сравнению с желтоватой мутью с Киалимского кордона. Попил чаю и пошел назад на кордон.
Из-за того, что добирался долго и, наверное, треть дороги шел пешком, время было уже позднее — около шести. Засветло из леса выбраться не успевал, а шарахаться по незнакомым тропинкам в темноте совсем не хотелось. В общем остался на ночевку на кордоне. Место в домике — 100 рублей, охапка (небольшая) дров — 200. Еды, к сожалению, не продают, поэтому ужин, завтрак и обед отложил на следующий день.
Вымыл велик в желтой от листьев речке. Договорился с туристами из Кургана, скинулся с ними на баню (1000 час, хоть один человек, хоть десять). Попарился, побултыхался в речке и пошел спать.
Ночью, вроде бы, был небольшой дождь, но с утра даже не моросило, а ближе к Миассу и вовсе дорога была сухая. Перед отъездом зашел к группе велосипедистов из Челябинска — они так же ехали-шлепали от Тургояка до Киалима, но в отличие от меня сразу рассчитывали на два дня, так что взяли с собой и теплые вещи, и припасы. Хотя, по-моему, девушка в группе была немного шокирована грязищей, по которой пришлось добираться.
Обратная дорога была гораздо быстрее и легче. Выехал с Киалима около 9 утра — приехал в Комарово в полтретьего. На Тургояке еще заехал в магазин, поел. На роднике вылил мерзкую киалимскую воду. При выезде с машгородка заехал еще на автомойку. В общем, обратный путь занял раза в полтора-два меньше времени, чем подъем на Киалим.
В итоге получилось до Киалимского кордона и обратно 106 км (это со всякими плутаниями туда-сюда). Велик выдержал, я тоже, но дорога — чистой воды мазохизм.